Здоровье детей в школе

Школьная пора – чудесное время, важный этап формирования личности ребёнка. В канун нового учебного года разбираемся, как не омрачить это время болезнями и сохранить здоровье ребёнка.

Здоровье школьника начинается дома. Убедитесь, что Ваш ребёнок готов к учебному процессу, замечайте жалобы и проблемы, вовремя обращайтесь к врачам. В современных реалиях особенно важно усилить личную гигиену, объяснить детям личные противоэпидемические меры, необходимость использования средств индивидуальной защиты, антисептиков. Раз и навсегда разъяснить, что недопустимо трогать руками лицо и глаза. Обращайте внимание на классические инфекционные жалобы и повышение температуры, и не игнорируйте их.

Как правило, именно в школьные годы у ребёнка начинаются проблемы со зрением. И если раньше причиной нарастающей близорукости и синдрома сухого глаза была исключительно зрительная нагрузка в школе, усердные письменные работы, то сейчас на первое место выходит колоссальное влияние смартфонов, планшетов и т.п. Ребёнок может подолгу и не отрываясь «сидеть» в смартфоне, при этом держа его на довольно близком от глаз расстоянии. Такое напряжение аккомодации запускает целую череду изменений, которые приводят к ухудшению зрения, что может негативно сказаться на учебном процессе. Любая зрительная нагрузка должна быть дозированной – до 15-20 минут единовременно. Норма «экранного времени» для школьника до 2-2,5 часов в день. Тетрадь или экран гаджета держать нужно на расстоянии около 20-30 см от лица. Период нагрузки должен сочетаться с периодом отдыха, лучше динамического – различные упражнения для глаз помогут расслабить глазные мышцы и привести их в рабочий тонус вновь. Перед выходом в школу, обратитесь к офтальмологу. Так удастся выявить проблемы и подобрать лечение, чтобы не усугублять состояние зрения ученика.

Проблемы с опорно-двигательным аппаратом – ещё один пласт заболеваний приобретаемых в школьные годы. В основном речь идёт об осанке и здоровье позвоночника. Различные сколиозы и кифозы в той или иной степени отмечаются у всех школьников старших классов. Дети младших классов еще не приобрели таких проблем, и здесь важна профилактика. Правильная поза за столом, правильные наклон и высота парты, удобный стул. А также динамические паузы, которые позволяют, во-первых, сменить род деятельности, а во-вторых, привести в тонус мышцы спины и конечностей. Хорошо, если ребёнок будет дополнительно посещать секцию по плаванию или танцевальный кружок.

Однако не спешите сразу записывать детей в кружки! Следующий пункт нашей статьи – когнитивное здоровье ребёнка и социализация. Ребёнок может не справляться со школьной нагрузкой, и дополнительные секции и кружки будут ему в тягость, и уже будучи ребёнком, он получит весь спектр «взрослых» проблем со здоровьем – недосып, нарушение режима сна-бодрствования, хроническая усталость, недомогание, снижение аппетита, агрессивность, апатия, депрессия. Школьник нуждается в комфортной среде обучения – хорошей эмоциональной атмосфере на занятиях, приятном общении со сверстниками. Некоторым детям тяжело социализироваться, они интраверты по природе. Можно ненавязчиво помогать им справляться со сложностями адаптации в обществе, и если нужно, давать отдохнуть, оставить на время в покое, а не нагружать дополнительными занятиями. В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход, возможно с привлечением детского психолога. Если же ребёнок проявляет интерес к чему либо, и сам хочет чему-то научиться – способствуйте этому, но не во вред основной учёбе. Полезны будут спортивные секции, плавание, танцы, шахматы, художественные секции. Дети нуждаются в самовыражении, и иногда это сделать нелегко или боязно, особенно в кругу близких. Удачным решением будет театральная секция.

Когнитивные проблемы проявляются в плохом усвоении и запоминании материала, некоторым отставанием от сверстников в учёбе. Если в учебном процессе возникают проблемы, ребёнку сложно даётся учёба вообще – пробуйте сменить подход к обучению, что-то можно компенсировать при выполнении домашних заданий. Помогайте выполнять упражнения, учить стихи, разбираться в «сложных» формулах, и не спешите искать репетитора. Иногда ребёнку легче что-то разобрать с родителями, иногда ему попросту не хватает Вашего внимания. Делайте это без напора, принуждения, а в шуточной форме, с построением ассоциаций. Наш мозг не способен воспринимать однообразную и неинтересную на первый взгляд информацию – попробуйте заинтересовать ребёнка. Тренировка памяти, посредством изучения стихов, иностранного языка, а также развитие способностей описывать что-либо – важный процесс, который также улучшит обучаемость. На уроках тоже необходимы эмоциональные разрядки. Хорошо, когда во время урока учитель дозированно эмоционально разгружает детей, допускает корректные шутки, афоризмы, лирические отступления, с целью заинтересовать ученика и вовлечь в процесс обучения.

Следите за рационом детей – он должен быть разнообразным и полноценным. Дети нуждаются в энергии, которую активно тратят на двигательную и умственную активность. Приём пищи должен быть регулярным, без больших пауз между приёмами пищи. Богатый углеводами завтрак – хорошее начало дня перед занятиями. Сбалансированное питание поможет избежать проблем с желудочно-кишечным трактом - особенно часто школьники страдают гастритами. Важны и витаминные добавки, как профилактика гиповитаминозов.

Режим дня, и здоровый 7-9-ти часовой сон также положительно скажутся на успеваемости, самочувствии, активности ребёнка. Выработайте у детей привычку ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.

Внимательно и чутко относитесь к здоровью юного поколения, берегите его, следуйте мерам профилактики и вовремя обращайтесь к специалистам! Здоровье детей – это здоровье будущего!