Сложности подросткового периода (Молодежные субкультуры).

«Пока ребенок мал, в семье царит покой и мир, считает Ольга Никабадзе, главный внештатный психолог Ставропольского края,член российской ассоциации когнитивно-поведенческих терапевтов, к.п.н., доцент кафедры общей и практической психологии  Ставропольского государственного педагогического  института. Родители являются авторитетом, образцом для подражания. Со временем  из маленького  любимчика вырастает подросток, капризы и недовольство которого понять  не могут не только близкое окружение, но даже родители. Одинокие, непонятые окружающими, не решившие чем будут заниматься в будущем,  они ищут себе подобных, и объединяются в группы. Так и появляются молодежные субкультуры. В  зависимости от взглядов на жизнь,  культурных ценностей, музыкальных вкусов. Таким образом, подростки «убегают» от проблем взросления, конфликтов в школе  и дома, не желая решать реальные проблемы. За маской своих единомышленников они прячут свою растерянность перед будущим, не реализуют собственные стремления, а лишь подражают кумирам. Например, панки – свободные от обязательств люди, с принципами  полной свободы и личной независимости, всегда рассчитывающие только на себя. Хиппи – миролюбивые философы,  пропагандирующие мир во всем мире. Они выступают против войны и насилия, не воспринимают правительство, склонны к бродяжничеству, приему наркотиков, случайному сексу. Скинхеды – «защитники территории» – парни из неблагополучных семей или же любители острых ощущений. Субкультура агрессивная, члены которой злоупотребляют алкоголем, создают конфликтные ситуации с последующими драками. Детская субкультура эмо, появившаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля, представляет собой пример субкультур с возвышенными чувствами, романтизмом, выступающих против несправедливости. Личные неудачи, и даже общественные события вызывают у них бурю эмоций. К негативным аспектам необходимо отнести склонность к самоубийству. Готы – приверженцы мистики, мрачные на вид молодые люди, одетые во все черное,  предпочитающие носить украшения с мистической символикой. Главное для них – привлекать внимание неординарным внешним видом, эпатажным поведением, и самое главное – быть услышанными. Со временем молодые люди все эти предрассудки перерастают и становятся обычными людьми. Но наряду с этими субкультурами появились и новые, криминальные, опасные субкультуры.  

Сегодня некоторые тинейджеры стали уходить к «жрецам смерти», которые придумывают для них специальные «квесты», ведущие к самоубийству. Это – группы «Синие киты».  Подростки сознательно отказываются принимать окружающую действительность, где царствует культ потребления, «мир, где все состоит из торговли и борьбы за жизнь, … а жить, как живут взрослые – это нечто совсем другое: это значит смириться со смертью». По своей сути это сигнал или даже беззвучный «крик о помощи», который подают подростки, наиболее чувствительные к проблеме смысла жизни и при этом неспособные решить данную самостоятельно проблему. Через Интернет они связываются с некими наставниками – «кураторами» и получают «задания». Это могут быть просьбы вырезать лезвием на руке рисунок или, например, наколоть иглой силуэт кита. Последним заданием становится самоубийство того, кто «играет». Тем же, кто хочет выйти из игры, могут угрожать  расправой с семьей или разоблачением их, как участников этой законспирированной «игры». «Синие киты» – не первая такого рода игра,   провоцирующая подростков на действия во вред себе и обществу. Когда   подростков  эта игра перестанет интересовать, на смену могут прийти другие игры, причем гораздо более законспирированные. Резкая смена настроения, круга общения, имиджа должны насторожить родителей, считают детские психологи.  Если ребенок засиживается допоздна за компьютером – это тоже  повод для тревоги. Главное в подростковом возрасте не терять налаженный  контакт с ребенком».

Куда звонить жителям Ставропольского края:

1.Круглосуточная, экстренная, анонимная, бесплатная,  психологическая помощь по телефону 8-(8652) 99-17-86.

2.Единый детский Телефон доверия 8-800-2000-122.

 

подготовил Игорь Долгошеев  

 

От редакции: 

Вот некоторые рекомендации педагога-психолога Минского социально-педагогического центра Натальи Воробей:  

 «1.Совместное обсуждение всех возникающих проблем в жизни семьи и каждого его члена, доверительное общение с ребенком – значительно уменьшат желание подростка искать понимания или реализовываться на стороне, втайне от родных.

2. Много ли времени вы проводите вместе с подросшим ребенком – тет-а-тет, глядя в глаза друг другу, болтая о чем-то, наедине или в совместных развлечениях и хобби? Уделяйте подросткам как можно больше времени.  Это крайне важно!

3. Искренне интересуйтесь не школьными отметками, обут, одет ли он, а  жизнью вашего ребенка. Что его интересует? О чем он мечтает? Кто его друзья? И как он проводит свободное время? 

4. Грамотно соберите  информация о проблемах,  трудностях или опасностях, если они возникают в жизни ребенка, определите наиболее опасные точки и – просветите, предупредите его о том, что происходит с ним. Именно предупредите, дав понять,  что в вашем лице сын или дочь получат защиту и поддержку, что бы ни случилось. Но только не запугивайте и не ругайте ребенка!

5.Существуют правила поведения в Интернете. Обучите им своих детей. Объясните, что выкладывать  в  открытый доступ много информации о себе и своей семье, фотографии с курортов, комментарии детей и собственные рассуждения о жизни (здоровье, любви)  -  ОПАСНО!  Мы можем закрывать доступ  незнакомцам к нашим страничкам и не общаться с ними. Научите  их  безопасному поведению в Интернете: дружить только со  знакомыми  из реального мира, не показывать свои фотографии всем, соблюдать осторожность, вступая в какие-нибудь группы или игры онлайн.

6. Доверять ребенку и быть с ним близким – не значит полностью пустить его жизнь на самотек. Используйте интернет-контроль. Время ребенка-подростка за компьютером нужно контролировать. Можно ограничить время   пользования Интернетом, или установить специальные программы «родительского контроля» для запрета сайтов негативной направленности.  

7. Помогайте детям получать дополнительные знания в тех областях, которые им интересны: программирование, спорт, туризм или волонтёрство.  Занимайте время детей кружками и секциями.  Реальные, а не виртуальные увлечения пойдут подросткам на пользу и обезопасят их от интернет-опасностей.

8.Подростковый возраст – очень сложный период жизни: уровень гормонов зашкаливает, настроение, и желания постоянно меняются, сложно понять самого себя. Сложности?   Проблемы?  Не бойтесь обращаться  за помощью к психологам, в специальные службы, позвоните по телефону доверия. Дайте адреса и телефоны служб поддержки вашему подростку – возможно, ему сложно найти взаимопонимание в семье, а постороннему человеку он сможет открыть свою душу и не совершит непоправимую ошибку.

9.Помогите  ребенку  сформировать  адекватную самооценку. Установлено, что, чем более уверен в себе ребенок, чем выше у него самооценка, тем меньше он подвержен влиянию интернет-сообществ. Научите ребенка ценить себя и устанавливать собственные границы. Научите  его не только слову «пожалуйста»,  но и вооружите его ещё одним  волшебным  словом – «НЕТ», которое сможет спасти в опасных ситуациях.  Меньше критикуйте подростка. Завышенные ожидания родителей и внутренние переживания ребенка могут сформировать ненужные комплексы, которые и на самооценку повлияют, и в дальнейшем жизнь испортят.

10. Научите ребенка адекватно бороться со стрессом. Это – бич нашего времени и нашего здоровья. У детей стрессов не меньше, чем у взрослых, а может и больше. Что делать? Во-первых, позволить подросткам быть слабыми. А во-вторых, обязательно обучите его адекватным способам борьбы  со стрессом. Например: творчество или  прогулки в парке, спорт или книга. Найдите то, что, придется по душе вашему ребенку и научите этим  пользоваться.  Главная задача родителей – внимательно относиться ко всему, чем занимается их ребенок, с кем дружит, какие переживания и проблемы волнуют его, своевременно приходить на помощь».